Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына
В 2014 году Андрей Кончаловский закончил свою работу над трилогией о российской деревне. Последним фильмом в ней стала драма «Белые ночи почтальона Тряпицына». Фильм одновременно сочетает в себе строгое документальное кино и художественный вымысел, что делает его предвестником нового жанра в мировом кинематографе. Главную роль в нем играет настоящий сельский почтальон из глубинки Алексей Тряпицын. Он никогда не учился актерскому мастерству и всю жизнь работал почтальонам, доставляя на моторной лодке почту в отдаленные уголки Архангельской области. По сути в картине он играет самого себя.
Первыми двумя фильмами трилогии были «История Аси Клячиной» и «Курочка ряба». Если в них Андрей Кончаловский уделял особое внимание образам неприкаянных русских женщин, то теперь он обратил свой режиссерский взор на беспросветную судьбу российского мужика, который умудряется получать радость от жизни в условиях полной деградации и отсутствия всех благ современной цивилизации.
В век интернета и цифровых технологий для многих жителей заброшенных деревень Крайнего Севера единственным связующим звеном с окружающим миром является почтальон Алексей Тряпицын. К своим подписчикам и адресатам он иногда добирается по несколько дней и ночует в тайге под открытым небом.
Каждая деревня живет по своим неписанным законам и правилам, представляя собой целую вселенную, в которой тоже бушуют нешуточные страсти и плетутся интриги, но они не имеют ничего общего с корыстью и личной выгодой. Иногда создается впечатление, что в этих деревнях время остановилось несколько столетий назад. Фильм и является попыткой понять ценности людей, живущих вдали от привычной всем суеты.
Почтальон Тряпицын влюблен в деревенскую женщину, который наскучил тяжелый быт. Она решает в поисках лучшей жизни вместе со своим маленьким сыном перебраться в город. Алексей пытается отговорить ее от этого шага, рассказывая о преимуществах деревенской жизни в глубинке России на побережье Кенозера, откуда он никогда не выезжал. Городскую жизнь он видел только по телевизору, поэтому опасается ее соблазнов и непонятной ему суеты и алчности городских жителей.
Однажды односельчане крадут у него мотор от моторной лодки и продают приезжим туристам за несколько бутылок водки. Теперь влюбленный почтальон теряет возможность заниматься привычным ему делом и впадает в депрессию. После нескольких дней раздумий и снятия депрессии популярными в его краях народными методами он отправляется в город к своей возлюбленной, однако зов предков оказывается сильнее. Не понимая сам почему, но он бросает городские перспективы и удобства и возвращается в привычный ему мир деревенской жизни.