Историческое кино
Жанр исторического кино стал зарождаться в начале ХХ века. Одним из первых кинофильмов на историческую тематику стал фильм «Убийство герцога Гиза». Он был снят в 1908 году во Франции режиссерами Чарльзом Ле Баржи и Андре Кальметтом по сценарию Анри Лаведана на киностудии Le Film d’Art. Картина длительностью всего лишь в 15 минут вызвала настоящую бурю положительных отзывов кинокритиков и публики. Главным образом это была заслуга выдающегося французского композитора Камиля Сен-Санса, написавшего к нему особенно трагическую музыку.
В 1939 году на экраны вышла полнометражная цветная картина «Унесенные ветром», снятая американским режиссером Виктором Флемингом по одноименной книге Маргарет Митчелл. Действие фильма относится к преддверию и событиям Гражданской войны в США (1861-65). Фильм был удостоен 8 премий «Оскар», что было рекордом в течение двух десятилетий, и стал самым кассовым в истории американского киноискусства.
Особый интерес к историческому кино проявили кинематографисты в 60-е годы ХХ века. В СССР стали сниматься фильмы о Великой отечественной войне с большими батальными сценами. Самим ярким примером является киноэпопея «Освобождение» из 5 фильмов, снятая в 1968-72 годах режиссером Юрием Озеровым по сценарию Юрия Бондарева и Оскара Курганова. В работе над ней принимали участие советские, немецкие, польские и итальянские актеры и кинематографисты.
Во Франции в 60-70-е годы особой популярностью пользовалось костюмное историческое кино в жанре «плаща и шпаги». Это были преимущественно экранизации романов Александра Дюма, в которых преобладали фехтовальные поединки на шпагах. Именно благодаря им всеобщую любовь зрителей приобрел Жан Маре, французский актер, постановщик и каскадер.
В США историческое кино традиционно развивалось в жанре вестерна. Действие вестернов проходило на Диком Западе, изображая борьбу белых колонизаторов и краснокожих повстанцев. В конце 60-х и начале 70-х годов вестерны стали снимать в Италии и Испании. В течение одного десятилетия итальянские режиссеры сняли более 600 подобных кинокартин. Позднее их окрестили спагетти-вестернами. Основателем этого поджанра считается Серджо Леоне, снявшим в 1964 году фильм «За пригоршню долларов» с Клинтом Иствудом в главной роли.
Особое место среди исторических кинофильмов занимают высокобюджетные картины на библейскую тематику и о событиях античного мира. Этот жанр называется пеплум. Такие фильмы характеризуются большой продолжительностью и масштабностью с участием огромной массовки и панорамных батальных сцен. Классическим пеплумом является работа Энтони Мэнна «Падение Римской империи» (1964).