У нас проблемы, Хьюстон!
Фильм «Гравитация» для большинства критиков в 2013 году был чем-то типа покойника. О нем можно было говорить хорошо или вообще никак не говорить. Прокат этой ленты сопровождали довольно громкими эпитетами: «наиболее рейтинговый», «лучший про космос», «лучший 3d-фильм». Безусловно, Альфонсо Куарон снял фильм со множеством достоинств. Но следует признать также тот факт, что «Гравитация» — это работа выдающаяся лишь на убогом фоне кинокомиксов, приквелов и сиквелов (разной степени убогости).
Во-первых, не стоит вообще говорить о том, что в кинематографе может становиться вопросом личного вкуса. Научная достоверность тоже вряд ли может быть предметом критики. Хотя с точки зрения достоверности событий должно было бы стать понятным, что невозможно ни при каких обстоятельствах астронавтам, которые были заняты обслуживанием телескоп «Хаббл», попасть на МКС с помощью персональных комплексов для маневрирования. Даже тот факт, что орбиты этих объектов находятся в различной плоскости, а высота между ними составляет почти двести километров. Хотя это не самое принципиальное.
Для объективной оценки «величия» «Гравитации» необходимо просто сравнить создание этого фильма со съемками другого известного фильма о космосе с реальными космическими аппаратами – «Аполлон 13». С самого начала съемок создатели «Гравитации» пытались потрясти нас разговорами о сложности технической стороны, о том, как все снималось без монтажных склеек, о 3d, которое опередило время. И все это всего за «99 999 999,99» долларов США.
Рон Ховард при создании «Аполлона 13» требовал от актеров реалистичности. Для этого исполнители главных ролей отправились в командировку в Хантсвилл к настоящим астронавтам, где настоящий командир «Аполлона» обучал их управлению лунным модулем. Актерам ничего другого не оставалось, как выучить наизусть назначение всех полутысяч кнопок и рычагов. Потом все отправились в центр им. Джонсона, где тренировались в условиях летающих лабораторий КС-135 (в которых испытывается состояние невесомости). Потом НАСА предложила эти самолеты для использования в самом фильме. Именно в условиях самой настоящей невесомости и проводились съемки всех космических эпизодов. При этом следует учесть, что невесомость в таких самолетах создается только на 25 секунд, когда самолет летит по параболе. И уже через неполных 20 лет за лучший фильм о космосе пытаются выдать кино, где 2/3 – чистая анимация, а 1/3 – студийные съемки. Стыдно!